воскресенье, 18 ноября 2012 г.


Генетика на службе у красоты

А что, ес­ли в со­ста­ве клетки за­клю­чен се­к­рет веч­ной мо­ло­до­с­ти? Мы изу­ча­ем ге­не­ти­ку, что­бы оп­ре­де­лить цвет во­лос, стро­е­ние те­ла, на­след­ст­вен­ную склон­ность к раз­ным за­бо­ле­ва­ни­ям. В по­след­нее вре­мя за­го­во­ри­ли о том, что спо­соб­ность, как го­во­рят, “хо­ро­шо со­хра­нять­ся” то­же за­ло­же­на в ДНК. Ока­зы­ва­ет­ся, ге­ны кож­ных кле­ток чрез­вы­чай­но под­вер­же­ны му­та­ци­ям. Да­же кро­хот­ная до­за сол­неч­но­го из­лу­че­ния, ко­то­ро­му вы под­вер­га­е­тесь, спо­соб­на по­вре­дить ДНК и вы­звать цеп­ную ре­ак­цию ста­ре­ния: пят­на на ко­же, мор­щи­ны, да­же рак. Сов­сем не­дав­но уче­ный из Стэнд­форд­с­ко­го уни­вер­си­те­та в хо­де двух­не­дель­но­го экс­пе­ри­мен­та пре­вра­тил ста­рую мышь в юную мыш­ку, омо­ло­див ее ко­жу.
“В на­сто­я­щий мо­мент ко­с­ме­ти­че­с­кие ком­па­нии ве­дут ге­не­ти­че­с­кие ис­сле­до­ва­ния с не­о­бык­но­вен­ным оп­ти­миз­мом и впе­чат­ля­ю­щей ско­ро­стью, — рас­ска­зы­ва­ет ру­ко­во­ди­тель от­де­ла ис­сле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток фир­мы Estee Lauder Да­ни­эль Май­ес. — По от­но­ше­нию к фар­ма­цев­ти­че­с­ким ком­па­ни­ям они на­хо­дят­ся в вы­иг­рыш­ном по­ло­же­нии, по­сколь­ку им не тре­бу­ет­ся раз­ре­ше­ние FDA на вы­пуск про­дук­ции в про­да­жу. По­это­му в оп­ре­де­лен­ном смыс­ле они идут в на­уч­ном аван­гар­де”.
“Мозг” ком­па­нии Procter & Gamble, Miami Valley Innovation Center, ра­бо­та­ет по тех­но­ло­гии GeneChips,раз­ра­бо­тан­ной в NASA. GeneChips из­ме­ря­ет уров­ни со­дер­жа­щих­ся в ко­же мо­ле­кул ри­бо­нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты (RNA), мо­ле­кул-ку­рь­е­ров, раз­но­ся­щих при­ка­зы ДНК. Клет­ки по­лу­ча­ют ко­ман­ды: раз­мно­жать­ся, вы­ка­чи­вать кол­ла­ген или да­же уми­рать.
Са­мым за­хва­ты­ва­ю­щим от­кры­ти­ем GeneChip ста­ло не то, что про­ис­хо­дит в про­цес­се ста­ре­ния (об­ви­са­ние ко­жи, мор­щи­ны, обез­во­жи­ва­ние), а то, ка­кие на­хо­дя­щи­е­ся под вли­я­ни­ем ге­нов фак­то­ры при­чи­ня­ют на­и­боль­ший ущерб. 2 ос­нов­ных фак­то­ра — это вос­па­ле­ние и не­спо­соб­ность ко­жи удер­жи­вать во­ду в ре­зуль­та­те по­вреж­де­ния раз­де­ля­ю­ще­го ба­рь­е­ра. “Вод­ный ба­рь­ер — пер­вый ру­беж за­щи­ты. Он удер­жи­ва­ет все по­лез­ное вну­т­ри, а все вред­ное (бак­те­рии, гриб­ки, ал­лер­ге­ны) ос­тав­ля­ет сна­ру­жи, — го­во­рит Роз-Ма­ри Ос­борн, ве­ду­щий раз­ра­бот­чик P&G. — Ког­да ба­рь­ер на­ру­шен, ко­жа со­сре­до­та­чи­ва­ет все си­лы на его вос­ста­нов­ле­нии, что за­труд­ня­ет все ос­таль­ные про­цес­сы”. Ка­кой вы­ход пред­ла­га­ет P&G? Но­вая ли­ния Olay Professional Pro-X со­зда­на с це­лью ком­пен­са­ции из­ме­не­ний.Hexamidine, один из ос­нов­ных ком­по­нен­тов про­дук­ции, да­ет тол­чок вы­ра­бот­ке эн­зи­мов, про­из­во­дя­щих ли­пи­ды, спо­соб­ст­ву­ю­щие вос­ста­нов­ле­нию ба­рь­е­ра.
Что ка­са­ет­ся по­всед­нев­ных окис­ли­тель­ных атак на на­шу ДНК, то, ско­рее все­го, ко­с­ме­ти­че­с­кие сред­ст­ва, ко­то­ры­ми вы поль­зу­е­тесь, по­мо­га­ют вам от­бить­ся: ан­ти­ок­си­дан­ты, та­кие как ви­та­мин C, зе­ле­ный чай, гра­нат по­мо­га­ют ра­зо­ру­жить ко­вар­ные сво­бод­ные ра­ди­ка­лы. Кро­ме то­го, Pac-Man-style эн­зи­мы в бук­валь­ном смыс­ле сло­ва сгры­за­ют по­вреж­ден­ные сег­мен­ты и за­бра­сы­ва­ют це­лые. Ко­с­ме­ти­че­с­кие ли­нии Nia 24 и Canyon Ranch Your Transformation ори­ен­ти­ро­ва­ны на на­ве­де­ние ло­с­ка, снаб­жая ко­жу ни­аци­ном, ви­та­ми­ном B3, ко­то­рый об­ла­да­ет спо­соб­но­с­тью “чи­нить” ДНК.
Од­на­ко та­ко­го мне­ния при­дер­жи­ва­ют­ся не все. “Не из­ве­ст­но ни од­но­го ве­ще­ст­ва, ко­то­рое бы за­ста­ви­ло ге­ны “чи­нить” са­мих се­бя”, — ут­верж­да­ет из­ве­ст­ный в этой об­ла­с­ти уче­ный Ле­о­нард Гу­а­рен­те. — В клет­ках мо­гут од­но­вре­мен­но быть не­сколь­ко не­по­ла­док. Мож­но ис­пра­вить од­ну, но дру­гие ока­жут­ся та­ки­ми же се­рь­ез­ны­ми”.
Не­ко­то­рые уче­ные со­сре­до­то­чи­ва­ют вни­ма­ние на спе­ци­фи­че­с­ких ге­нах, от ко­то­рых за­ви­сит воз­раст. Да­вай­те вер­нем­ся к чу­дес­но­му пре­вра­ще­нию ста­рых мы­шей в юн­цов. “Мно­гие счи­та­ют, что ста­ре­ние — это на­коп­ле­ние из­но­са в те­ле, и это, ко­неч­но, вер­но, — го­во­рит Го­вард Чанг, MD, PhD, пре­по­да­ва­тель дер­ма­то­ло­гии в Ме­ди­цин­ской шко­ле при Стэнд­форд­с­ком уни­вер­си­те­те. — Но в то же вре­мя су­ще­ст­ву­ет ги­по­те­за, что не­ко­то­рые ге­ны мог­ли бы фак­ти­че­с­ки уп­рав­лять пол­ной про­дол­жи­тель­но­с­тью жиз­ни ор­га­низ­ма, ко­ор­ди­ни­руя ско­рость ста­ре­ния”. Ког­да ко­ман­да Чан­га воз­дей­ст­во­ва­ла на мы­шей с по­мо­щью хи­ми­че­с­ко­го пре­па­ра­та ме­ст­но­го дей­ст­вия, ко­то­рый бло­ки­ро­вал NF-kappaB (сиг­нал, ко­то­рый вклю­ча­ет­ся с воз­ра­с­том и уп­рав­ля­ет де­я­тель­но­с­тью со­тен ге­нов), в ко­же мы­шей про­ис­хо­ди­ли та­кие же про­цес­сы, как у но­во­рож­ден­ных: ко­жа уп­лот­ня­лась, на­блю­да­лось бо­лее ак­тив­ное де­ле­ние кле­ток, ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись ге­ны, ха­рак­тер­ные для мо­ло­дых мы­шей.
Сле­ду­ет, од­на­ко, при­нять во вни­ма­ние тот факт, что экс­пе­ри­мен­таль­ные мы­ши бы­ли ге­не­ти­че­с­ки за­про­грам­ми­ро­ва­ны ре­а­ги­ро­вать на дей­ст­вие оп­ре­де­лен­но­го хи­ми­че­с­ко­го ве­ще­ст­ва, к ко­то­ро­му обыч­ные мы­ши, а тем бо­лее, лю­ди, не вос­при­им­чи­вы. Да, и по­след­ст­вия по­доб­ной бло­ка­ды по­ка не яс­ны. И, тем не ме­нее, от са­мой идеи дух за­хва­ты­ва­ет: “Про­цесс ста­ре­ния лег­ко об­ра­ща­ет­ся вспять”. NF-kappaB пред­сто­ит еще дол­гий путь, преж­де чем это сло­во вой­дет в оби­ход, но вот дру­гой ге­не­ти­че­с­кий оп­ре­де­ли­тель воз­ра­с­та силь­но вы­рвал­ся впе­ред: sirtuins. Эта се­мья се­ми “ге­нов дол­го­веч­но­с­ти” (плюс бел­ки, ко­то­рые они ко­ди­ру­ют) ре­гу­ли­ру­ет ре­монт ДНК, пе­ре­ком­би­ни­ро­ва­ние и ста­ре­ние, и мо­жет быть клю­чом к свя­зан­ным со ста­ре­ни­ем бо­лез­ням, та­ким как ди­а­бет 2-го ти­па, туч­ность, бо­лезнь Альц­гей­ме­ра.
В 2000 Ле­о­нард Гу­а­рен­те про­вел се­рь­ез­ное ис­сле­до­ва­ние, ко­то­рое про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ло, что спар­тан­ская ди­е­та (1000-1500 ка­ло­рий в день), ко­то­рая дол­гие го­ды сла­ви­лась тем, что уве­ли­чи­ва­ла про­дол­жи­тель­ность жиз­ни, ак­ти­ви­зи­ро­ва­ла сир­ту­и­ны (sirtuins). Не­до­ста­ток пи­та­ния за­став­ля­ет клет­ку ра­бо­тать эко­ном­но, по­это­му за­мед­ля­ет­ся про­цесс де­ле­ния. В 2003 го­ду Дэ­вид Син­к­лэр, адъ­юнкт — про­фес­сор па­то­ло­гии Ме­ди­цин­ской шко­лы при Гар­вард­с­ком уни­вер­си­те­те, об­на­ру­жил спо­соб­ность по­ли­фе­но­ла “resveratrol”, со­дер­жа­ще­го­ся в крас­ном ви­не, сти­му­ли­ро­вать вы­ра­бот­ку сир­ту­и­нов.Resveratrol уве­ли­чи­ва­ет про­дол­жи­тель­ность жиз­ни мы­шей на 24%, мух и чер­вей — на 59%. Кли­ни­че­с­кие ис­пы­та­ния до­бав­ки по­ли­фе­но­ла “resveratrol” для лю­дей при­бли­жа­ют­ся к за­вер­ше­нию. Но на дан­ный мо­мент для по­лу­че­ния со­по­с­та­ви­мых ре­зуль­та­тов нам при­шлось бы осу­шать по 1500 бу­ты­лок ви­на в день.
Ко­с­ме­ти­че­с­кие ком­па­нии кон­цен­т­ри­ру­ют свое вни­ма­ние на сир­ту­и­не SIRT1, ко­то­рый кон­тро­ли­ру­ет чрез­мер­ный рост но­вых кле­ток, да­вая клет­кам воз­мож­ность вос­ста­нав­ли­вать­ся. Dior, Avon, London’s Ren Clean Bio Аctive Skincare пред­ла­га­ют все­воз­мож­ные про­дук­ты, ко­то­рые при­зва­ны сти­му­ли­ро­вать сир­ту­и­ны. А Estee Lauder сде­ла­ла эти за­га­доч­ные бел­ки ос­нов­ным пред­ме­том ис­сле­до­ва­ний в об­ла­с­ти средств про­тив ста­ре­ния. “Мы на­шли зо­ло­тую жи­лу и на­ме­ре­ны до­ве­с­ти до по­бед­но­го кон­ца на­ча­тые ис­сле­до­ва­ния”, — го­во­рит Май­ерс.
Кон­цеп­ция, при­ня­тая за ос­но­ву в со­вре­мен­ной ко­с­ме­то­ло­гии, зву­чит сле­ду­ю­щим об­ра­зом: ус­ко­рить кру­го­обо­рот кле­ток ко­жи и вы­ход на по­верх­ность но­вых не­за­гряз­нен­ных сло­ев. Для это­го ис­поль­зу­ют­ся ре­ти­но­и­ды, кис­лот­ные пи­лин­ги и ми­к­ро­дер­ма­б­ра­зия. Май­ерс пред­ла­га­ет пря­мо про­ти­во­по­лож­ный про­цесс: за­мед­лить об­нов­ле­ние кле­ток, что­бы дать им вре­мя “за­ле­чить ра­ны” пе­ред ре­дуп­ли­ка­ци­ей. И сир­ту­и­ны для это­го — пре­крас­ное ре­ше­ние. Ины­ми сло­ва­ми, это бу­дет оз­на­чать, что ре­ти­но­и­ды — луч­шие дру­зья дер­ма­то­ло­га — мо­гут вы­зы­вать ста­ре­ние. “Из­ве­ст­но, что клет­ки за­про­грам­ми­ро­ва­ны на вос­про­из­вод­ст­во оп­ре­де­лен­ное чис­ло раз, и ус­ко­ре­ние это­го про­цес­са ис­то­ща­ет по­тен­ци­аль­ную спо­соб­ность клет­ки к де­ле­нию, в ре­зуль­та­те че­го с воз­ра­с­том ко­жа из­на­ши­ва­ет­ся”, — объ­яс­гя­ет Май­ерс.
Фир­ма Lauder вы­пу­с­ти­ла в про­да­жу Re-Nutriv Ultimate Youth Creme ($250), чу­до-крем, на­пич­кан­ный за­па­тен­то­ван­ной вер­си­ей ре­с­ве­ра­т­ро­ла. Но­вый про­дукт ком­па­нии Time Zone ($58, на­мно­го бо­лее при­ем­ле­мый по це­не) ока­зы­ва­ет ана­ло­гич­ное дей­ст­вие с по­мо­щью за­па­тен­то­ван­но­го ри­со­во­го экс­трак­та. Те­с­ты “в про­бир­ке” про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ли 200%-ое уве­ли­че­ние вы­ра­бот­ки кол­ла­ге­на и 79%-ое умень­ше­ние от­ми­ра­ния кле­ток в ре­зуль­та­те воз­дей­ст­вия уль­т­ра­фи­о­ле­то­вых лу­чей.
Но на­ука не сто­ит на ме­с­те. Resveratrol на­чи­на­ет ус­та­ре­вать. У но­вой вос­хо­дя­щей звез­ды по­ка ра­бо­чее на­зва­ние — SRT1720, но боль­шой по­тен­ци­ал
http://zdorovie.com/medicine/genetika-na-sluzhbe-u-krasotyi/2241

Комментариев нет:

Отправить комментарий